Значительно смягчают условия для перехода на налоговый мониторинг (пп. «а» п. 8 ст. 1 закона).
Значение | Действующая редакция | Редакция с 1 июля 2021 года |
Сумма доходов за год, предшествующий году подачи заявления |
Не менее 3 млрд руб. | Не менее 1 млрд руб. |
Совокупная стоимость активов на 31 декабря года, предшествующего году подачи заявления |
Не менее 3 млрд руб. | Не менее 1 млрд руб. |
Сумма налогов за год, предшествующий году подачи заявления |
Не менее 300 млн руб.
Считают НДС, акцизы, налог на прибыль и |
Не менее 100 млн руб.
Добавляют НДФЛ и взносы |
Сдвигают срок, в который нужно подать заявление о проведении налогового мониторинга. Сделать это можно будет не позднее 1 сентября (сейчас — не позднее 1 июля).
Фактически в НК РФ закрепляют автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не подал до 1 декабря заявление об отказе (пп. «г» п. 9 ст. 1 закона). Подавать каждый год заявление не нужно (пп. «б» п. 9 ст. 1 закона).
Особые положения для продления налогового мониторинга предусмотрели и при подаче уточненной декларации (пп. «б» п. 8 ст. 1 закона).
Расписано, что среди прочего должно быть указано в регламенте информационного взаимодействия ( пп. «в» п. 8 ст. 1 закона). Некоторые позиции касаются представления документов и информации, связанных с исчислением, удержанием и уплатой налогов и сборов. Так, нужно отражать:
Кроме того, в регламенте нужно отразить состав и структуру раскрытия показателей регистров бухгалтерского и налогового учета, а также сведения о системе внутреннего контроля организации за фактами хозжизни и правильностью расчета, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и взносов.
ФНС должна утвердить:
Сократили количество случаев, когда при налоговом мониторинге инспекция все же проведет камеральную проверку. Остается только один такой случай — досрочное прекращение налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления отчетности (п. 3 ст. 1 закона). Срок проверки в этой ситуации исчисляют со дня, следующего за днем досрочного прекращения мониторинга.
Следует иметь в виду, что также закрепят порядок досрочного прекращения (п. 10 ст. 1 закона).
Ситуации, при которых налоговики могут прийти с выездной проверкой в период налогового мониторинга, уточнили (п. 4 ст. 1 закона). Проверку назначат, в частности, в следующих случаях:
Инспекция получит право проводить осмотр при проверке в рамках налогового мониторинга декларации по НДС, в которой заявлена сумма к возмещению ( п. 6 ст. 1 закона). Такое право у налоговиков будет, если в отчетности по НДС выявят несоответствия и противоречия.
Документы, которые запрашивает инспекция, нужно будет представлять только через информационные системы налогоплательщика в электронном виде, заверив усиленной квалифицированной электронной подписью (пп. «б» п. 7 ст. 1 закона). Сроки и порядок представления пропишут в регламенте информационного взаимодействия (пп. «в» п. 8 ст. 1 закона).
Если запрашиваемые документы составлены на бумаге, то налоговикам можно будет представить скан-образы с сохранением реквизитов (пп. «в» п. 11 ст. 1 закона).
Подробнее распишут нормы о мотивированном мнении налогового органа для случая, когда инспекция выявит неправильное исчисление или удержание, неполную либо несвоевременную уплату налогов, сборов и взносов (п. 11 ст. 1 закона).
Если налоговики установят факт нарушений, налогоплательщик в течение 10 дней получит уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения. В уведомлении укажут документально подтвержденные факты, свидетельствующие о нарушениях, а также выводы и предложения инспекции по исправлению.
У организации будет 15 дней на то, чтобы представить пояснения или устранить нарушения. И только если после этого нарушения останутся, инспекция составит мотивированное мнение.
Обращаем внимание, что ФНС ранее выставила на общественное обсуждение проект с электронными документами для мотивированного мнения.
Налогоплательщики, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, будут иметь право на возмещение НДС и акцизов в заявительном порядке ( пп. «б» п. 3 и п. 7 ст. 2 закона). Кроме того, такие налогоплательщики смогут получить право на освобождение от акцизов по некоторым операциям без представления банковской гарантии (пп. «б» п. 4 ст. 2 закона).