Главная » Новости » В 2025 году возобновятся вызовы налогоплательщиков на комиссии по заработным платам и создание публичного реестра работодателей!
28 ноября 2024
В 2025 году возобновятся вызовы налогоплательщиков на комиссии по заработным платам и создание публичного реестра работодателей!
ФНС России не раз уже сообщали в своих письмах, что предприниматели не могут привлекать самозанятых лиц на трудовые функции по договорам гражданско-правового характера имеющий статус самозанятого гражданина. В этом случае есть риск переквалификации таких отношений в трудовые с последующим доначислением зарплатных налогов. Очередное письмо было выпущено службой не так давно, смотри, читаем, осмысливаем.
1️⃣ Российским законодательством установлен прямой запрет на работу самозанятых лиц с текущим или бывшим работодателем. После увольнения должно пройти не менее двух лет.
2️⃣ Доходы, получаемые в рамках трудовых отношений не признаются объектом налогообложения в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД). Поэтому, работодатель не имеют право принуждать работников регистрироваться в качестве самозанятых лиц вместо полноценного трудоустройства.
Зарплатные комиссии налоговых органов
Еще в 2022 году служба направила в региональные управления и межрегиональные инспекции Письмо Федеральной налоговой службы от 15 апреля 2022 г. № ЕА-4-15/4674@, в котором содержатся разъяснения по вопросу о переквалификации договоров гражданско-правового характера в трудовые в случаях привлечения физлица, уплачивающего налог на проф.доход (НПД). Основной тезис письма гласит, что подмена трудовых отношений гражданско-правовыми позволяет налогоплательщикам минимизировать затраты на страховые взносы и НДФЛ. В случаи проведения камеральных налоговых проверок в отношении налогоплательщиков по которым установлены нарушения неуплаты НДФЛ и страховых взносов, и в случае переквалификации договоров гражданско-правового характера в трудовые, налоговым органам рекомендуется учитывать сложившуюся судебную практику ссылаясь на Постановление Пленума ВС РФ от 29 мая 2018 г. № 15.
В письме приводится подробный перечень признаков, которые могут свидетельствовать о трудовых отношениях:
достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя;
подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);
обеспечение работодателем условий труда;
выполнение работником трудовой функции за плату;
устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда;
выполнение сотрудником работы только по определенной специальности, квалификации или должности;
наличие дополнительных гарантий для работника, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
ФНС России также перечислила доказательства наличия трудовых отношений:
оформленный пропуск на территорию работодателя, журнал регистрации прихода-ухода сотрудников на работу;
графики работы (сменности), графики отпусков, документы о направлении работника в командировку, возложении на него обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, договор о полной материальной ответственности работника;
расчетные листы о начислении заработной платы, ведомости выдачи денежных средств, сведения о перечислении денежных средств на банковскую карту работника;
заполняемые или подписываемые работником товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о полученной выручке, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты о выполненных работах, журнал посетителей;
документы по охране труда (журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, удостоверения о проверке знания требований охраны труда, направление работника на медицинский осмотр, акт медицинского осмотра работника, карта специальной оценки условий труда) и др.
Сложившаяся судебная практика признает допустимым переквалификацию гражданско-правовых отношений в трудовые для целей надлежащего исчисления НФДЛ и страховых взносов. При проведение мероприятий налогового контроля в отношение налогоплательщиков, инспекторам необходимо обеспечить сбор надлежащей доказательственной базы, путем вызова налогоплательщика на специальную комиссию.
Такие комиссии не являются чем то новым, еще в 2017 году ФНС России выпустили свое письмо от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ “О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам” (является устаревшим документом), в котором сообщает, что целью работы комиссии является увеличение поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены факты неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления НДФЛ, несвоевременного перечисления страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.
Взаимоотношения организации с самозанятыми оцениваются комплексно с применением риск-ориентированного подхода. Соответствие компании изложенным критериям может являться основанием для проведения мероприятий налогового контроля со стороны налоговых органов. Организациям при взаимодействии с самозанятыми рекомендуется проявлять должную осмотрительность и самостоятельно исследовать возможные риски.
Это постоянно действующий коллегиальный орган, в состав которого входят представители:
Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Прокуратуры;
МВД;
Федеральной налоговой службы;
Роструда;
Социального фонда России;
Профсоюзов.
Задача межведомственной комиссии — оперативно реагировать на любые сигналы по фактам нелегальной деятельности. В их поле зрения должны попасть компании с признаками:
нарушения в порядке оформления трудовых отношений, подменяющие трудовой договор гражданско-правовым;
выплачивающие заработные платы ниже регионального МРОТ;
заключающие длительные договоры с самозанятыми, которых в компании более половины от общего числа работников.
Представители межведомственной комиссии вправе:
приглашать на свои совещания и выслушивать экспертов организаций, не входящих в состав межведомственной комиссии;
запрашивать у ФНС информацию, включающую налоговую тайну;
запрашивать различные данные у государственных органов, местного самоуправления, а также у СФР, включая информацию о возможном использовании труда граждан без оформления трудовых отношений;
запрашивать информацию о компаниях и ИП, получивших государственную поддержку, а также об отклонениях между объемом предоставленных услуг по госзаказам и численностью работников;
рассматривать на совещаниях случаи нелегального трудоустройства (замещения трудовых отношений граждан гражданско-правовыми, включая самозанятых лиц) и низких заработных плат;
передавать в региональные офисы Роструда информацию о работодателях, выплачивающих низкие заработные платы или заключающих трудовые договоры как гражданско-правовые, с целью проведения проверок;
анализировать финансово-хозяйственную деятельность работодателей, включая участников государственных закупок, не сдающих отчетность и вносящих только минимальные суммы налогов;
осматривать рабочие места;
освещать в СМИ результаты своей работы.
Налоговые инспекции будут передавать межведомственной комиссии данные, которые, по их мнению, свидетельствуют о том, что в компании имеет место «нелегальная» занятость или есть подозрения на выплату заработной платы в конвертах.
В первую очередь в перечень сведений, которые будут поступать в комиссии от налоговой инспекции, попадает информация о компаниях и ИП, которые:
выплачивают зарплату (без учета ГПД) ниже МРОТ более чем 10 работникам и доля таких работников составляет не менее 10% от общей численности персонала. Сведения будут содержать указание на количество работников, которым выплачена низкая зарплата, и информацию из раздела 3 расчета по страховым взносам (РСВ);
заключили 10 и более договоров с самозанятыми и средняя продолжительность работы в данной организации составляет более 3 месяцев, а их среднемесячный доход превышает 20 тысяч рублей (имеется в виду 3 месяца в течение года). В сведениях будет указано количество самозанятых, их среднемесячный доход и период действия договора, средняя доля доходов самозанятых от общего дохода работников, среднее количество чеков самозанятых в месяц;
имеют показатель по среднемесячной зарплате на 35% ниже среднеотраслевого по региону. Налоговая передаст данные о количестве работников, которым выплатили низкую зарплату, и показатели по среднемесячной зарплате в компании и в регионе;
выявлены в процессе налоговой проверки как нарушители трудового законодательства (речь идет о неформальной занятости). В составе сведений передадут выписку из решения ИФНС по итогам проверки;
работают с ККТ. Налоговая сообщит комиссии адрес и место установки онлайн-кассы, ее заводской и регистрационный номер, реквизиты фискальных документов (кассир, его ИНН, дата, время, адрес и место расчетов).
Формата заседаний могут быть очная встреча или видео-конференц-связь. На комиссию могут быть приглашены не только непосредственно работодатели, но и работники, которые подписывали гражданско-правовой договор вместо трудового или выступают в статусе самозанятых.
Ответственность работодателя
Сама по себе межведомственная комиссия не наделена полномочиями привлекать работодателей к ответственности. Это будет делать трудовая инспекция или налоговая инспекция, которая получит от комиссии все необходимые данные по итогу первичной проверки. По результатам работы у кого комиссия подтвердит факты нелегальной занятости, внесут в специальный реестр «серых» работодателей.
За нарушение допущенные при оформление трудовых отношений налоговая и трудовая инспекция может привлечь к административной ответственности:
За уклонение от оформления трудового договора или заключение ГПД, который фактически поменяет трудовой договор при первичном нарушении, штраф для руководителя составит от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, для компании — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. При повторном нарушении руководителю грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет, компании — штраф от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
За нарушение сроков выплаты зарплаты либо зарплату ниже МРОТ при первичном нарушении руководителя могут оштрафовать на сумму от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, компанию — на сумму от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Повторное нарушение наказывается штрафом для руководителя на сумму от 20 тысяч до 30 тысяч рублей или дисквалификацией на срок от одного года до трех лет, для компании штраф от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Если нарушений несколько, штраф назначат отдельно за каждое.
В случаи переквалификации договоров ГПХ в трудовые отношения с последующим вынесение решения налогового органа о привлечении к ответственности и доначислены страховые взносы, НДФЛ (от 13% до 15%), соотвествующий штрафы (от 20% до 40%) и пени 1/150 ставки рефинансирование ...
Ваш налоговый консультант!!! Вся информация была проанализирована и взята из публичных источников.