Налоговая обязанность каждого налогоплательщика закреплена в статье 57 Конституции РФ, согласно которой граждане и организации обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. Формирование налогов регулируется Налоговым кодексом РФ, основано на принципах всеобщности и равенства, а также требует ясности и предсказуемости законодательства. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ, любые неустранимые сомнения и противоречия в налоговом законодательстве трактуются в пользу налогоплательщика. Это обеспечивает защиту прав бизнеса и служит правовой опорой при разрешении спорных ситуаций. Налоговый консалтинг — это инструмент защиты и устойчивости бизнеса в условиях меняющейся правовой среды. Мы обеспечиваем вашему бизнесу законность, безопасность и финансовую стабильность.
Наши преимущества




Вид, стоимость услуг и срок выполнения
Заказать услугуВид услуги | Стоимость в рублях* | Срок |
Бизнес-завтрак «Оценка налоговых рисков» | 30 000 | 1 день |
Аудит налоговых рисков и налоговых последствий | от 100 000 | 3-5 дней |
Сопровождение налогоплательщика при (камеральных и выездных)налоговых проверках | от 100 000 | в месяц |
Расчет действительной налоговой обязанности (ДНО) | индивидуально | от 2 недель |
Налоговая реконструкция и экспертиза | от 350 000 | от 7 дней |
Подготовка письменных возражений, жалоб и ходатайств на акты налоговых органов | от 200 000 | от 30 дней |
Подготовка апелляционной жалобы на решения налоговых органов | от 150 000 | 5 — 7 дней |
Абонентское консультирование (анализ требований, комиссии, допросы) | от 100 000 | в месяц |
Защита прав налогоплательщика на досудебной стадии | по запросу | индивидуально |
Судебное обжалование решений налоговых органов | по запросу | индивидуально |
*ВАЖНО: стоимость услуг является ориентировочной и зависит от сферы деятельности Заказчика, объема работы, специфики и особенностей конкретной задачи.
Налоговые риски и тенденции налогового контроля
За последние 10 лет количество выездных налоговых проверок сократилось с 67 000 до 6 000 в год, но эффективность взысканий выросла за счёт точечного контроля и аналитических инструментов.
Основной метод — добровольное уточнение налогов
Ключевой механизм ФНС — добровольное уточнение налогоплательщиком своих обязательств после проведения «мягких» мероприятий налогового контроля:
- Требования по ст. 93 и 93.1 НК РФ о документах;
- Вызовы по ст. 31 и 90 НК РФ на допросы и пояснения;
- Проверка деловой цели (ст. 54.1 НК РФ);
- Анализ через АСК НДС-3 и данные ККТ, банков, ЗАГС.
Комиссии по легализации налоговой базы отменены письмом ФНС № БС-4-11/10881@ от 07.07.2020, но на практике их функции заменены допросами и профилактическими беседами.
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ БИЗНЕСА:
С 2017 года статья 54.1 НК РФ ограничивает право налогоплательщика на формирование налоговой базы и вычетов по НДС, если установлены признаки искажения деловой цели, экономического содержания сделок или фиктивности контрагента.
1. Финансовые потери
В случаи признания сделки фиктивной или мнимой, расходы не признаются, вычеты по НДС снимаются. Потери компании могут составлять 60% и более от суммы, уплаченной контрагенту:
- 20% НДС (восстановление вычетов);
- 20% налога на прибыль (исключение расходов);
- пени (1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки);
- штрафы: от 20% до 40% от неуплаченной суммы налога (в зависимости от наличия умысла – п.1 или п.3 ст.122 НК РФ).
- Если сделка признается «безнравственной» возникает риск взыскания всей суммы сделки пользу бюджета.
2. Выездная налоговая проверка
Статья 54.1 активно применяется при доначислениях по результатам выездных налоговых проверок, особенно в рамках 3-летнего периода. Проверки часто инициируются при:
- массовой смене контрагентов;
- нереальных финансово-хозяйственных операциях;
- неисполнении обязательств поставщиком;
- использовании технических компаний («однодневок»).
3. Уголовная и административная ответственность
- Ст. 198 УК РФ – уклонение от уплаты налогов физлицом/ИП (до 3 лет лишения свободы);
- Ст. 199 УК РФ – уклонение от уплаты налогов организацией (до 6 лет при крупном ущербе);
- Ответственность может грозить руководителю и главному бухгалтеру (в том числе при подписании документов, содержащих ложные сведения).
ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ:
✅ Федеральный закон № 250-ФЗ от 29.07.2017
Введена уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов
— Дополнение статьи 199.1 УК РФ: наказание вплоть до лишения свободы для руководителей и бухгалтеров.
— Уплата страховых взносов приравнена к уплате налогов с точки зрения уголовной ответственности.
✅ Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ
Введение статьи 54.1 НК РФ
— Ограничение права налогоплательщика на уменьшение базы и налога без деловой цели и реальности сделки.
— Используется как основание для доначислений и снятия вычетов по НДС и налогу на прибыль.
✅ Письмо ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@
О практике применения ст. 54.1 НК РФ
— Детализированы подходы ФНС к доказыванию необоснованной налоговой выгоды, фиктивности операций, отсутствия деловой цели.
— Подчёркнута роль должной осмотрительности и реального исполнения обязательств.
✅ Письмо ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@
О практике применения ст. 54.1 НК РФ
— Детализированы подходы ФНС к доказыванию необоснованной налоговой выгоды, фиктивности операций, отсутствия деловой цели.
— Подчёркнута роль должной осмотрительности и реального исполнения обязательств.
✅ Письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@
Доказывание умысла в рамках выездных налоговых проверок
— Разъяснены критерии для признания умысла: искажение отчётности, системность нарушений, действия, направленные на уклонение.
— Используется как основа для последующего уголовного преследования (ст. 198, 199 УК РФ).
✅ Постановление Конституционного суда РФ от 08.12.2017 № 39-П (дело Ахмадеевой)
Взыскание налоговой недоимки с директора как ущерба
— КС РФ подтвердил возможность переквалификации налоговой задолженности организации в личную имущественную ответственность руководителя, если доказан ущерб от его действий.
Защита интересов налогоплательщика - стадия досудебного обжалования
Письменные возражения на акт налоговой проверки
- По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. п.1 статья 100 НК РФ
- После вручения акта налоговой проверки лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) и в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки, лицо вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений п.6 статья 100
Ознакомление с материалами налоговой проверки
- Копии к акту проверки – с ограничениями (выписки из «тайных» документов) п. 3.1. ст. 100 НК РФ
- На ознакомление с материалами ограничение не распространяется! Осмотр, выписки, копирование — разрешены. Об ознакомлении составляется протокол п. 2 ст. 101 НК РФ в ред. 130-ФЗ от 01.05.16
- Право налогоплательщика на ознакомление является его неотъемлемым правом, однако существенность нарушения такого права для целей п. 14 ст. 101 НК РФ необходимо оценивать в каждом конкретном случае ППВАС РФ от 08.11.2011 No 15726/10
Рассмотрение материалов налоговой проверки
- Извещение может осуществляться любым способом п. 41 ППВАС РФ от 30.07.2013 No 57
- Принцип непосредственности исследования доказательств и принятия решения одним должностным лицом п. 42 ППВАС РФ от 30.07.2013 No 57
- Составление протокола обязательно Письмо ФНС от 07.08.2013 No СА-4-9/14460@
-
По результатам рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, принимается одно из решений: о привлечение к ответственности за налоговое правонарушение, решение об отказе, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц) п.1 статья 101
Дополнительные мероприятия налогового контроля (ДМНК)
- Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 15 (пятнадцати дней) со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям. п.6.2 статья 101
- По результатам ДМНК не могут быть предъявлены новые нарушения п. 39 ППВАС РФ от 30.07.2013 No 57
- Материалы ДМНК (в копиях) даются налогоплательщику составляется протокол Письмо ФНС от 07.08.2013 No СА-4-9/14460@
- Отсутствие справки по результатам проведенных ДМНК при обеспечении участия налогоплательщика в их
рассмотрении не является нарушением ст. 101 НК РФ ППВАС РФ от 18.10.2012 No 7564/12
Решение
- Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 1 (одного месяца) со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). п.9 статя 101
- Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалует, обязан в 3 (течение трех дней) со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. п71 статя 139.1
- Решение не обязательно должно быть вынесено в день рассмотрения п. 43 ППВАС РФ от 30.07.2013 No 57
- Запрет на внесение ухудшающих изменений, кроме исправления технических ошибок Налоговый орган вправе сам изменить в пользу налогоплательщика или отменить свое решение (!!!) п. 44 ППВАС РФ от 30.07.2013 No 57
- При обжаловании решения инспекции последняя обязана устранить нарушения прав налогоплательщика и сообщить в вышестоящий орган п. 1.1. ст. 139 НК РФ в ред. 130-ФЗ от 01.05.2016
Досудебное обжалование решений налоговых органов
- Все действия/бездействие, а также решения подлежат обязательному досудебному обжалованию.
- Жалоба может быть оставлена без рассмотрения.
- Можно приводить новые доказательства.
- Можно подать жалобу через ТКС.
- Нарушения процедуры должны быть озвучены в жалобе; при их подтверждении вышестоящий орган рассматривает дело по правилам ст. 101 НК РФ.