«Пока запроса со стороны граждан и банков нет», – признавала в январе в интервью «Ведомостям» первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, «допуская вероятность», что регулятор обяжет банки оказывать услуги через Единую биометрическую систему (ЕБС). Вероятность оказалась высока: ЦБ хочет обязать банки оказывать гражданам услуги при помощи ЕБС, говорилось в презентации регулятора в Санкт-Петербурге на прошлой неделе (представитель регулятора это подтвердил). ЕБС, оператором которой выступает «Ростелеком», заработала летом 2018 г.: она позволяет россиянам, сдавшим биометрию – изображение лица и слепок голоса – в одном банке, открывать счета, брать кредиты и проводить другие операции в любом другом без визита в отделение.
Закон обязывает банки собирать и передавать биометрию граждан в ЕБС (сейчас – минимум в 20% офисов, со следующего года – во всех), но предоставлять ли с ее помощью услуги, они решают сами.
Это инициатива ЦБ, «Ростелеком» обеспечивает лишь техническую возможность, говорит его представитель, поправки готовит ЦБ и Министерство цифрового развития. Госдума обсуждает с ЦБ этот вопрос, говорит председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, законопроект может появиться уже в июле.
ЦБ и «Ростелеком» активно продвигают свою систему. Они начали информационную кампанию в поддержку ЕБС: ездят по стране, рассказывая банкирам и журналистам о плюсах системы, – в ходе такой поездки и состоялась упомянутая презентация.
Против ЕБС выступает Сбербанк: у него есть своя система идентификации, и пока он далеко впереди ЦБ. В октябре президент Сбербанка Герман Греф говорил, что в базе банка уже «миллионы» данных клиентов, – в ЕБС было на три порядка меньше. Представитель Сбербанка вчера отказался от комментариев.
«Хоум кредит» начал выдавать онлайн-кредиты через ЕБС еще в июле 2018 г., говорит представитель банка. «Тинькофф банк» открывает счета через ЕБС, сказал его представитель. Промсвязьбанк к середине года планирует оказывать услуги с биометрической идентификацией, сообщил директор дирекции цифрового бизнеса Юрий Чернышев: обязать банки оказывать услуги через ЕБС – логичный шаг. В стратегии развития цифровых сервисов «Ренессанс кредита» задача обслуживания клиентов через ЕБС стоит вне зависимости от решения ЦБ, говорит исполнительный директор банка Алексей Грибков.
В части кредитных продуктов еще не готова нормативно-правовая база, указывает управляющий директор по розничным продуктам «Абсолют банка» Антон Павлов: необходимо четко прописать алгоритмы работы как с клиентом (например, формирование и хранение кредитного досье без подписи клиента на бумаге), так и с федеральными системами для получения оперативной информации (ФНС, ПФР).
Затраты банков на подготовку к оказанию услуг через ЕБС много меньше тех, что требуются на обеспечение всех офисов оборудованием для сбора биометрии, говорит Чернышев: «Собирать и передавать биометрию дорого, дорабатывать системы для получения информации из ЕБС дешевле». Основные усилия надо направлять на объяснение людям, что сдача биометрии в ЕБС безопасна с точки зрения защиты данных, призывает он: это обеспечит спрос на эти услуги.
Источник: www.vedomosti.ru